Перспективы развития рынка электронной коммерции

Рынок электронной коммерции в России еще долгие годы будет активно развиваться. Есть несколько основных причины, сдерживающих ожидаемое бурное расширение отрасли, устранение которых, приведет к значительному увеличению объема рынка электронной коммерции.

Перспективы развития нашего бизнеса лежат в следующих плоскостях:

1. Улучшение качества интернет-связи.

Кроме известных проблем с традиционными дорогами в России появилась еще проблема интернет-дорог, которая мешает полноценному развитию электронной торговли и многих смежных отраслей. В некоторых регионах каналы связи отсутствуют или такого плохого качества, что не могут обеспечить нормальное интернет-соединение.

Там, где «транспортная» инфраструктура хорошая, цены за ее использование заоблачно высоки. Если в Москве ADSL — соединение с безлимитным трафиком и адекватной скоростью передачи данных, стоит около 10 долларов в месяц, то в регионах аналогичное предложение будет стоить сотни долларов. Жители многих районов нашей страны часто не могут полноценно использовать интернет в своей жизни. За такие деньги – для них это лишь дорогая экзотическая игрушка, не больше.

2. Увеличение аудитории интернета.

Отсутствие качественной связи не позволяет потенциальным клиентам электронных магазинов использовать интернет в своей будничной жизни. По данным статистики, в настоящий момент постоянный доступ к интернету имеет не более 30 млн. из 140 млн. граждан нашей страны. Для сравнения показатель проникновения интернета среди населения западных стран приближается к 100%.

Там люди успешно использует его возможности для решения самых разнообразных задач. В России же неопытные пользователи, не освоившие еще новый стиль жизни, испытывают огромное недоверие к новым для них, нетрадиционным формам приобретения товаров. Люди бояться платить интернет-магазинам, опасаясь, что их обманут, не доставят товар, доставят не тот товар, доставят товар неудовлетворительного качества и т.д. Для увеличения интернет-аудитории и преодоления недоверия требуется время и определенные усилия, о которых ниже.

3. Улучшение качества доставки товаров, прежде всего почтовой доставки.

Неразвитость почтовой инфраструктуры удручает. Даже если потенциальный клиент имеет качественную интернет-связь и успешный опыт покупок в интернете, он все равно не всегда воспользуется услугами иногороднего интернет-магазина, т.к. срок доставки товаров порой превышает все мыслимые пределы.

Низкое качество услуг почтовой доставки — это огромное препятствие, сдерживающее развитие нашего рынка. Аналитики утверждают, что неразвитость услуг почтовой доставки значительно замедляет бум дистанционной торговли, который ожидал бы нашу страну.

Для того, чтобы понять какой Клондайк ожидает всю отрасль интернет-торговли, стоит посмотреть на опыт западных стран. Посылки и бандероли там доставляются в любой конец страны (даже на очень дальние расстояния) в пределах нескольких дней.

Для получения отправления адресату не нужно идти на почту, стоять в очередях и общаться с почтовыми работниками. Как мы не ходим на почту за письмами, так в развитых странах давно никто не ходит за посылками. Самые обычные, не экспресс, посылки и бандероли там привозит почтовый курьер и передает лично в руки получателю по адресу, который указан в отправлении.

Посылки не хранят на почте, их доставляют непосредственно с распределительного пункта, благодаря чему почтовому отделению не требуются значительные площади. Офисы почты там часто совсем небольшие, но плотность их размещения в городах значительно выше, что приводит к равномерному распределению клиентов и отсутствию очередей.

У нас поход на почту – это целое дело, которое нужно планировать и специально отводить для этого время. У них — отправить посылку или сделать почтовый перевод так же просто, как купить батон хлеба.

4. Развитие информационных технологий.

Развитие технологий ведет к появлению новых перспективных проектов и развитию отрасли. К примеру, появление в России электронных авиабилетов, делает процесс их покупки в интернет-магазине еще более простым и приятным: на сайте агентства по продаже авиабилетов среди предложений разных авиакомпаний можно выбрать подходящий рейс, оплатить по безналичному расчету (пластиковой картой), получить уникальный номер электронного билета (распечатать e-билет) и ехать в аэропорт.

Исчезает лишнее звено, связанное с доставкой и получением бланка билета, процедура становится проще и дешевле. На Западе эта технология успешно применяется уже несколько лет. В 2008 году ожидается повсеместное внедрение электронных билетов и у нас, в России.

Эта же технология используется при продаже билетов на театрально-концертные мероприятия, и может применяться в других видах бизнеса.

А какие перспективы откроются, когда появится возможность оплачивать товары и услуги интернет-магазинов с помощью мобильного телефона, сложно даже представить. И у нас, и на Западе эта технология пока находится в зачаточном состоянии. Пока идет стадия бета-тестирования сервисов, испытаний возможностей микро (и не только микро) платежей с абонентского счета оператора связи. Но будем надеяться, новая эра не за горами.

5. Расширение ассортимента товаров и услуг

Развитие технологий ведет к появлению новых форм торговли и типов товаров, к перемещению из офлайн в онлайн видов бизнеса, которые раньше довольно сложно было здесь представить. В интернете начали продавать одежду, ювелирные украшения, седла для лошадей и прочую экзотику. Предприниматели экспериментируют, ищут новые бизнес-моделей и схемы торговли. Какие-то эксперименты заканчиваются неудачей, какие-то открывают новые перспективы для всего рынка.

Из всего вышеперечисленного видно, что кроме увеличения количества и качества услуг на уже освоенных рынках, особое внимание в своих стратегических планах интернет-магазинам нужно уделять региональной аудитории. По остальным пунктам остается пока лишь ждать, когда ситуация изменится в лучшую сторону.

Экспансия в другие регионы — это все, что на данном этапе могут сделать предприниматели для развития собственного электронного магазина. Впрочем, это тоже немало. В последнее время во многих городах России наблюдается лавинообразный рост спроса на услуги интернет-торговли.

Прежде чем расширять географию продаж и идти в другие регионы, потребуется оценить местные рынки с точки зрения перспектив именно в вашей области торговли. Используя тот же Яндекс.Директ, проанализируйте региональное распределение ключевых запросов, связанных с вашим бизнесом. Далее составьте список наиболее популярных интернет-порталов в данном регионе. Именно там, а не на федеральных, московских сайтах, местная аудитория проводит больше всего времени.

На своих интернет-ресурсах жители этих городов читают местные новости, обсуждают сплетни, получают информацию о погоде, знакомятся с кино- и театральной афишей, просматривают объявления на местной интернет-барахолке. Никакой общероссийский портал не даст им столько полезной информации об их жизни. Именно на этих «домашних» сайтах следует искать проявление интереса потенциальной аудитории к вашей продукции и идентифицировать конкурентов. Полученную информацию необходимо анализировать со следующих точек зрения:

1. Емкость рынка: сколько потенциальных клиентов вы можете найти в данном регионе.

2. Количество конкурентов и качество предоставляемых ими услуг. Сможете ли вы потеснить действующих игроков и если да, то на какую долю рынка вы сможете рассчитывать.

3. Какова стоимость продвижения услуг интернет-магазина в этом регионе. Рекомендую размещать рекламу в том или ином виде на локальных сайтах. На федеральных порталах необходимо настраивать фокусировку для пользователей из выбранного региона. Кстати, вы можете обратиться к региональным представительствам федеральных рекламных сервисов, цены там часто ниже, чем в Москве.

4. Есть ли возможность открытия зеркала вашего сайта на хостинг-площадке местного провайдера? Локальные провайдеры часто предоставляют льготный доступ к ресурсам в местной сети. Стоимость трафика для пользователей, в этом случае, существенно дешевле, а скорость доступа к сайту обычно выше.

5. Экономическая эффективность и логистика:

* Каковы варианты, стоимость и сроки доставки товаров в данной регион?

* Как сильно доставка повлияет на окончательную стоимость покупок?

* Сможете ли вы, и если сможете, то на сколько, снизить цены для покупателей из выбранного региона (предоставить скидку)?

* Как вы сможете оптимизировать процесс доставки товара до покупателя?

* Сможете ли вы использовать услуги местных курьерских компаний для доставки? Курьерская доставка с оплатой наличными значительно увеличивает количество заказов из регионов. Если вы сможете найти регионального партнера, можно попробовать наладить следующую схему доставки покупок: от вас товар отправляется федеральной курьерской службой до распределительного центра в интересующем вас регионе или до офиса локальной курьерской компании, с которой вы заключаете договор. Далее товар поступает на доставку к местной курьерской компании, которая получает оплату за него наличными. Выручку от продажи региональный партнер перечисляет на ваш расчетный счет по безналичному расчету. Стоимость доставки можно снизить за счет отправки партий товаров, при определенном, регулярно поступающем, объеме заказов. Наладить такую схему будет не просто, но лидеры рынка это давно делают, так что путь уже проложен.

* Сможет ли ваш региональный партнер организовать на своей базе пункт самовывоза? Наличие его так же может значительно повысить количество заказов от жителей данного города.

* Каков ожидаемый объем доходов, расходов и прибыли?

Автор: Алена Салбер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *