Как оценить эффективность бизнеса: 21 KPI для e-commerce

Ключевые показатели эффективности, или KPI, давно используются в больших корпорациях для того, чтобы измерять и отслеживать успешность ключевых активностей. Можно ли использовать систему KPI в электронной коммерции? Дэйл Трэкслер, автор материалов портала practicalecommerce, считает, что это обязательно нужно делать. Он приводит список из 21-го показателя, которые желательно отслеживать, если вы занимаетесь электронной коммерцией.

KPI – это просто измерение какого-либо процесса, события или активности. Например, процент отказа от покупки в момент оформления заказа (процент «брошенных корзин»). Этот KPI точно следует отслеживать всем интернет-магазинам. Если, например, в среднем этот показатель у вас составляет 10%, а в какой-то момент стал 15%, то это может быть индикатором, что что-то сломалось на вашем сайте. С помощью ежедневного мониторинга KPI вы можете уменьшить риск потерять бизнес из-за поломки сайта.

Создание KPI

У каждого типа бизнеса будет свой набор KPI. Для электронной коммерции отказ от покупки в момент оформления заказа является важным показателем эффективности. Снижение этой доли, как правило, ведет к увеличению доходов.

KPI используются для построения стратегии и операционного планирования. Если же вы являетесь сторонником SMART-планирования, то без KPI будет просто не обойтись. Например, вы можете поставить цель уменьшить процент «брошенных корзин» с 10 до 7 процентов за 6 месяцев.

Все компании должны регулярно контролировать доходы, денежную наличность, дебиторскую и кредитную задолженности и следить за основными бухгалтерскими отчетами. Если у вас есть инвентаризация и дорогие системы бухгалтерского учета, вы также можете контролировать стоимости проданных товаров и брутто-прибыль в день. Кроме этого, вам необходимо следить за контекстной рекламой, метрикой социальных медиа, эффективностью email-маркетинга и продажами на товарных площадках (Яндекс.Маркет и другие). Эти измерения помогают выбрать наиболее эффективные направления для развития. Практически любое измерение может стать KPI, если у вас есть возможность собрать данные.

Создание KPI для e-commerce

Базовые ключевые показатели эффективности должны всегда находиться под контролем, чтобы успеть вовремя среагировать на их отклонение от нормы.

По мнению Дэйла Трэкслера, для электронной коммерции важно держать под контролем следующие показатели эффективности:

  1. Количество уникальных посетителей
  2. Всего посещений
  3. Количество просмотров
  4. Новые посетители
  5. Новые клиенты
  6. Всего заказов в день, неделю, месяц
  7. Время на сайте за одно посещение
  8. Просмотров за посещение
  9. Процент отказов от покупки в момент оформления заказа или «брошенных корзин»
  10. Отказ оформлять заказ (когда потенциальный клиент выбирает товары, но не переходит к оформлению)
  11. Процент повторных покупок
  12. Валовая прибыль
  13. Затраты по контекстной рекламе на одну покупку
  14. Конверсия контекстной рекламы
  15. Средний чек
  16. Охват в социальных сетях
  17. Новые отметки «Нравится»
  18. Ретвиты и новые последователи в Twitter
  19. Переходы с товарных площадок, количество заказов и рейтинг
  20. Показатели эффективности email-рассылок: % открытых писем, кликов и конверсия
  21. Эффективность реферальных программ

Ваш бизнес может иметь больше показателей эффективности. Например, если вы пользуетесь фулфилментом на аутсорсинге, нужно еще проверять процент звонков, которые заканчиваются заказом.

Какой KPI считать нормальным?

Значения KPI у каждого бизнеса будут свои. «Диапазон эффективности» можно выяснить только опытным путем. Нельзя выявить универсальные показатели, на которые смогут ориентироваться все интернет-магазины.

После того как вы определите значения KPI для своего интернет-магазина, можно начинать ставить цели, планировать улучшения и развитие бизнеса. Скорее всего вы используете такой подход в планировании контекстной рекламы. Вы ставите цель, планируете цену за клик. То же самое можно делать с KPI, перечисленными выше.

Сделайте мониторинг простым

Если у вас нет панели (интегрированной системы показателей), которая может отображать большинство ваших KPI, то можно начать с таблицы в EXCEL или создать файл на диске Google. Такую таблицу можно заполнять ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Это позволит увидеть работу вашего бизнеса в ретроспективе и отследить сезонные колебания показателей. Если вы будете знать, какими должны быть показатели в норме, то вы легко заметите отклонения от этой нормы.

Следите за «пиками» и «провалами»

Если вы заметили всплеск клиентской активности, и не понимаете с чем это связано, вы можете проверить свои KPI. Там, например, вы можете заметить возросшую активность в социальных медиа или выявить другие ресурсы трафика. Кроме того, если ваша валовая прибыль вдруг снизилась, причиной может быть рост себестоимости реализованной продукции из-за роста спроса на бесплатную доставку. Все это в принципе можно увидеть на панели KPI.

Выводы
Опытные e-commerce менеджеры могут предсказать, какое количество посетителей, процент отказа от заказов и процент брошенных корзин принесет тот или иной доход. Ставьте SMART цели и используйте ключевые показатели эффективности для роста вашего бизнеса. KPI могут быть определены почти для всех областей: от доставки до трафика и конверсии. Для определения «точек роста», выберите базовые KPI, и установите измеримые цели по их улучшению в конкретные сроки.

Как оценить эффективность бизнеса: 21 KPI для e-commerce: 1 комментарий

  1. Да жесть вообще написана в статье, этот 21 показатель ни как не может быть базовым списком, потому как не охватывает базовые процессы даже самого простого ИМ. Может автор сам попробует сформировать хоть некую картину или тенденции на основе этих KPI, и тогда сам поймет — что этот набор надо поделить на 2 а потом прибавить туда КПЭ логистики, финансов, и тд. KPI первую очередь нужны для того что бы оценивать бизнес-процесс, а не набрать стопку данных и потом думать что с ней делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *